Внутренние условия: структура американского университета

Поскольку университеты вынуждены были постоянно приспосабливаться к нововведениям, чтобы сохранить свое положение и соперничать за кадры и ресурсы, они не могли работать как служба, имевшая установленный штат сотрудников и правила, или как полностью независимая корпорация преподавателей и ученых. Поэтому подражание немецкому образцу не предполагало принятия немецкой системы управления университетом. Изменения, которые происходили в этом отношении, были в какой-то степени схожи с изменениями, которые происходили в организации бизнеса. До 1860-х годов ректоры колледжей не были руководителями своих учреждений, действующими от имени попечителей, которые создавали корпорацию, обладавшую юридической собственностью на имущество колледжа. Возникновение новых университетов сопровождалось появлением нового типа ректора, сочетавшего в себе качества деспота, политика и предпринимателя. Он все еще оставался очень важной фигурой, но увеличение размеров, сложности задач и рост чувства собственного достоинства у части преподавателей, становившихся знаменитыми, требовал от него умения делегировать власть и идти на уступки требованиям академической свободы. Благодаря усилиям этих ректоров университет и принял свою нынешнюю форму. Они заложили основы сегодняшней структуры правления куда менее влиятельных ректоров, отвечающих перед советом попечителей и опирающихся на поддержку множества штатных университетских администраторов вроде заместителей ректора, деканов и так далее. Ректор должен быть предпринимателем, меняющим свою политику и университетскую организацию в постоянно меняющейся обстановке и пытающимся сделать университет лучше с помощью тщательно продуманного перспективного планирования и быстрой разработки новых идей.

Для эффективной работы в таких условиях подразделения университета должны были быть (а) достаточно гибкими, чтобы выполнять различные функции университета, а также осваивать новые; (б) самостоятельными, чтобы быть в состоянии менять направление исследований, способы преподавания и кадровый состав без больших проволочек; и (в) достаточно крупными, чтобы осуществлять полноценную подготовку и проводить исследования в областях, требующих множества разнообразных специализаций.

Наиболее важными из появившихся подразделений были отделения естественных и гуманитарных наук и крупные профессиональные школы (меньшие по величине профессиональные школы сами были отделениями). Это было американской заменой европейской кафедры и института. Но вместо того, чтобы иметь одного человека, якобы представляющего всю широкую область исследований, эта задача была поручена группе, которая действительно могла представить предмет во всей полноте.

Такое же развитие происходило и в Британии. Но структура отделений была строго иерархической, обычно с одним профессором, руководившим работой нескольких подчиненных. В Соединенных Штатах отделения с самого начала были намного более эгалитарными и включали несколько преподавателей с равным статусом. В Британии полномочия главы отделения распространилась даже на научные вопросы (например, принятие решений, какие исследования должны проводиться), и какая-то часть такого влияния сохраняется и сегодня. В Соединенных Штатах глава отделения занимался прежде всего, а затем и исключительно административными вопросами. В том, что касалось исследований, его задача заключалась в том, чтобы получать средства для их проведения от центральной администрации университетов и от внешних покровителей, а не руководить ими. Размеры американских кафедр и факультетов и наличие на них нескольких профессоров делали возможным их дальнейший рост, а на них самих — образование независимых исследовательских подразделений, состоящих из одного или нескольких преподавателей и выпускников. Размер американского факультета также сделал возможным введение сравнительно независимых субспециальностей, не поднимая вопроса о границах дисциплины, и более спокойное отношение к междисциплинарным интересам по крайней мере у других преподавателей, если это не причиняло вреда основной дисциплине.

Институты в Соединенных Штатах, в отличие от институтов в Германии, которые создавались для того, чтобы облегчить работу одного профессора, редко прикреплялись к определенным отделениям и практически никогда — к определенным профессорам. Нередко они были междисциплинарными предприятиями. Их целью было изучение какой-то одной проблемы (например, развития человека, городских исследований и т.д.) с привлечением нескольких дисциплин или использование одного оборудования (например, ускорителя) различными группами исследователей. К началу XX века отделения (кафедры и факультеты) стали основной единицей университета. Институты начали появляться после окончания Первой мировой войны.