Федеральный центр образовательного законодательства

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Не существует удовлетворительного способа оценки научных результатов, но почти все историки науки признают существование центров и перемещений, которые были описаны здесь: из Италии в Англию в середине XVII века, оттуда — во Францию во второй половине XIX века, затем — в Германию в середине XIX века, а впоследствии — в Соединенные Штаты с конца 1930-х годов.

Единственный пункт, в котором некоторые историки не согласны с этой схемой, — место Британии в середине XIX века. Согласно некоторым историкам, в это время имел место краткий период британского превосходства в науке. Это впечатление основывалось на выдающихся достижениях Дарвина и Максвелла. Но и рассмотрение состояния науки в Англии и во Франции в то время, и истории жизни ученых, которые занимались тогда исследованиями, показывают, что к 1850-м годам научным центром считалась Германия.

Впечатление британского превосходства, возможно, обусловлено особыми обстоятельствами того времени. Когда началось ослабление Франции, а немецкое превосходство еще не было установлено окончательно, Британия, которая прочно занимала второе место в науке с конца XVIII века, стала относительно заметной.

Признаки этого содержатся в нижеследующих таблицах (см. таблицы 1-8).

II. Количественные показатели, воспроизведенные здесь, оценивают количество опубликованных статей, открытий или исследователей. Статьи, людские ресурсы можно подсчитать без большого труда; с открытиями дело обстоит сложнее. При подсчете статей они обычно приписываются стране, в которой выпускался журнал. Это вызывает определенные искажения. Данные о людских ресурсах недоступны для большинства стран даже в недавнем прошлом, а также имеется вопрос об определении соответствующего населения. Исторические сведения о расходах на науку также не являются полными, и имеются проблемы определения, которые осложняют сравнение.

Но таблицы 1-6 дают представление и довольно последовательную картину произошедших изменений.

III. В качестве свидетельства роста расходов и трудовых ресурсов в таблице 7 приводятся расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в отношении к ВВП в Соединенных Штатах за определенные промежутки времени. К 1920-м годам страной с наибольшими в абсолютном и, по-видимому, относительном (то есть в % от ВВП) выражении расходами на науку были Соединенные Штаты. Незначительная сумма, потраченная в США на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в 1930 году (160 миллионов долларов; 0,2 % ВВП), показывает, что затраты на исследования, возможно, были до этого времени не самой важной детерминантой научного роста.

IV. Что касается связи роста науки с ростом экономики, то Британия и Франции были близки друг к другу на протяжении последних 200 лет и имели примерно одинаковые долгосрочные темпы экономического роста (Г/4% в год). Но одним из периодов, когда британские темпы экономического роста были почти наверняка выше, чем французские, был первый этап промышленной революции — 1780-1830 годы, который в точности совпадает с периодом французского превосходства в науке. Французские темпы экономического роста превосходили британские между 1830 и I860 годом, то есть во время упадка французской науки (который сопровождался ростом получавшего частную поддержку технологического образования!).

В Германии научный и экономический рост развивались во многом параллельно. Экономический рост начался в 1834 году с создания таможенного союза и достиг своей наивысшей точки в 1870-1880-х годах. В общем и целом это совпадает с ростом науки (ср. главу 7). Но между двумя этими видами роста не было никакой прямой связи. Промышленное и экономическое развитие в Германии строилось по британскому образцу; она догнала Британию лишь ненадолго перед Первой мировой войной и никогда не заняла положения, достигнутого Соединенными Штатами. В науке Германия опередила все остальные страны к 1850 году в результате развития, которое не ориентировалось ни на какой образец.

V. В таблице 8 показаны расходы в различных странах на научные исследования, персонал, участвующий в научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках, количество получателей Нобелевской премии и процент их вклада в мировое производство статей по химии и физике. Как можно увидеть, здесь отсутствует четкая связь между вложениями и отдачей.