Предыстория роли

Данная книга может быть разделена на три части: предыстория, возникновение и последующее развитие роли ученого. Используемый в ней подход можно назвать своеобразным социальным эволюционизмом. В нем признается данностью наличие интереса к пониманию явлений природы, вызванного любознательностью, и его существование во всех человеческих обществах. Это совсем не простое интеллектуальное занятие, потому что человек не всегда обладает пониманием происходящего в природе или какими-то легко доступными средствами влияния на естественные процессы. Поэтому обычное отношение к природе даже сегодня предполагает рассмотрение ее как царства, которым управляют превосходящие силы, понимаемые в более или менее антропоморфных терминах. Люди пытаются влиять на природу, общаясь с этими силами: они либо находят следы или элементы этих сил в себе и в своем окружении и создают вокруг них языки ритуала и магии, необходимые для такого общения, либо обращаются к ним, выказывая почтение, произнося молитвы и совершая жертвоприношения.

Продолжение ...

Возникновение и развитие роли ученого

События, которые привели к появлению роли экспериментального философа и ученого в Англии XVII века, преподносятся как история ученых, обладавших знаниями и интересом к математике и естественной философии, извлекая пользу из социального окружения, благоприятствующего их интересам в университетах, мастерских художников и академиях. Благодаря успешному приспособлению к этим различным средам сложились представления о новой роли экспериментального философа, сочетавшей в себе элементы учености и ремесла. И наиболее влиятельным среди этих проектов был проект Фрэнсиса Бэкона. В середине столетия появилась экология, благоприятная для ее действительного установления. Это произошло в Англии, где революция и ее последствия подорвали всю сложившуюся религиозную и идеологическую власть и создали готовность следовать бэконианской идее поиска истинного знания в эмпирическом и экспериментальном исследовании природных явлений. Кроме того, отсутствие влиятельной религиозной догмы позволило людям считать исследование явлений природы путем к Богу, сотворившему Природу. «Данная книга природы» наряду с Библией служила источником подлинного знания о путях Господних.

Продолжение ...

Социология научного знания

Последняя тема, которая нуждается в комментарии, — это рассмотрение социологии научного знания в первой главе книги. В ней утверждается, что на тот момент (1971) не было ни одного серьезного исследования по этому вопросу, и это признанный факт. В то же время негативные перспективы такого исследования горячо обсуждались.

Продолжение ...

Библиографическое примечание

Сходства между рациональностью (африканского) колдовства и науки крайне интересно показаны в: Robin Horton, «African Traditional Thought and Western Science», Africa,, XXXVII, 1967, pp. 50-71, 155-187 (переиздано в сокращенном виде в: В. Wilson [ed.], Rationality,, [Oxford: Oxford University Press, 1970]). См. также статьи в: R. Hor-ton and R. Finnegan (eds.), Modes of Thought (London, 1973).

Продолжение ...

Цель книги

Цель этой книги состоит в описании и объяснении возникновения, распространения и преобразования социальной роли, которую сегодня называют ролью «ученого». Вначале эта роль впервые возникла в зачаточном виде в Европе XVI-XVII веков. В Англии XVII века она стала социальной категорией, обозначающей людей, участвующих в проведении исследований, организующих их и оказывающих им поддержку. Немногие занимались исследованиями все время или делали их основным занятием: тогда эта роль называлась ролью «виртуоза», «естествоиспытателя» или «экспериментального» философа. В начале XIX века на смену всем этим словам пришло слово «ученый», придуманное в Англии.

Продолжение ...

Предисловие

Эта книга — попытка описать возникновение и развитие социальной роли ученого и организации научной работы. Ее предмет — социальные условия и, в какой-то степени, последствия научной деятельности, а не социология содержания научного знания. В ней рассматриваются следующие темы:

Продолжение ...

РОЛЬ УЧЕНОГО В ОБЩЕСТВЕ

В книге прослеживается долгая история формирования научных институтов от позднего средневековья до сегодняшнего дня. Автор последовательно опровергает представления о линейной эволюции науки, фокусируя внимание читателя на неочевидности событий, обозначивших реальную траекторию ее развития. Он показывает, как различные интересы и действия конкретных личностей, связанные с познанием естественных явлений и имевшие первоначально характер технической информации, кристаллизовались в публично признанную роль ученого. Особое внимание уделено легитимации научного отношения к реальности и возникновению универсальной научной идеологии. Охватывая широкий социально-исторический контекст, Бен-Дэвид объясняет, почему центры научного влияния, появившись сначала в Италии, перемещаются затем в Великобританию, Францию, Германию и, наконец, в Соединенные Штаты, а также дает подробный обзор стратегий, приведших к образованию или выбору определенных организационных форм науки в различных обществах.

Продолжение ...

Введение, 1984*

Эта книга была первоначально написана для серии «Введение в современную социологию», выпускаемой издательством «Прентис-Холл» под редакцией Алекса Инкельса. Она должна была служить введением в социологию науки. На самом деле за исключением большей части (но не всей) первой главы, которая представляет собой обзор состояния этой области, остальные главы сложились в монографию о возникновении и развитии «социальной роли» — призвания — ученого.

Продолжение ...